Сейчас, в период летнего отдыха, люди из «российской элиты» едут и летят во всех направлениях доделывать дела, чтобы потом с чистой совестью отправиться поправить своё здоровье или просто отдыхать. Все эти дела лучше всего делать с помощью самолёта.
Иметь свой самолёт сегодня – это показать свою сверх обеспеченность и сверх благополучие. Ни недвижимость, ни заводы с банками не могут быть сегодня мерой достоинства и символом принадлежности к превосходящей элите. А ещё, это просто удобно.
Сразу надо сказать, что в тайне держат не только место хранения лайнеров, но и расписание «элитных» рейсов. И, хотя, всё, что связано с частными самолётами олигархов, держится в строжайшей тайне, всё же попробуем узнать: на чём же летают российские олигархи и другие известные личности.
Нужно добавить, что в России не только бизнесмены владеют личным авиатранспортом: у певца Филиппа Киркорова есть Cessna Citation III, у депутата Госдумы Григория Аникеева - Falcon 2000 ExEasy, у губернатора Калининградской области Георгия Бооса – девятиместный «Джет».
Как оказалось, олигархов, имеющих собственные лайнеры, у нас в стране не так, уж, и много – чуть больше 450.
Как ни странно, Владимир Лисин, – стоящий первым в списке миллиардеров, - совсем не имеет своего самолёта. Может, это объясняется тем, что ему ненужно проводить много времени в воздухе. А если учесть, что и для многочисленной охраны и помощников, которые неотступно следуют за бизнесменом, тоже нужны места в авиалайнере, то тут и целого «Боинга» мало будет. Оказывается, миллиардеры тоже экономят.
Самым «расточительным» авиапутешественником и первым в списке «миллиардеров-авиаторов» на сегодня является Роман Абрамович. В его ангаре имеется Boeing 767–300. Этот гражданский самолёт был реконструирован, с учётом всех запросов элитного владельца, после чего лайнер стал стоить 100 млн. долларов.
Вторым в рейтинге стоит владелец пакета акций «Уралкалий» Сулейман Керимов. У него два самолёта, - Boeing 737-7BJ/W BBJ (52млн. долларов) иGulfstream G-V (35млн. долларов), - но и в сумме они немного не дотягивают до «первого места».
На третьем месте совладелец компании «Вимм-Билль-Данн» - Давид Якобашвили – со своими «железными птицами»: Gulfstream G550 (55млн. долларов) иBombardier Challenger 604 (28млн. долларов).
Четвёртым идёт Михаил Прохоров - президент группы «Онэксим». У него тоже два лайнера: Gulfstream GV-SP (45млн. долларов) иFalcon 900 EX (30млн. долларов).
Заключает первую пятёрку бывший акционер Sibir Energy - Шалва Чигиринский, - у которого есть Gulfstream G550 за 55млн. долларов.
Пожалуй, самый скромный «летательный аппарат» в длинном списке этого рейтинга у президента и совладельца компании «Лукойл» Вагита Алекперова. Он летает на отечественном Як-142 (переделанный из Як-42) стоимостью 2,5 млн. долларов.
Кстати, олигархи покупали авиалайнеры даже в разгар кризиса, объясняя это вложением денег в повышение эффективности бизнеса. Самолёт – это скорость и возможность летать по «собственному маршруту». Ведь свой самолёт для миллиардера – это и дом, и офис, но с крыльями.